новые форматы и актуальные жанры музейных изданий

Новые форматы и актуальные жанры музейных изданий

About

Талантливый художник и музыкант ищет работу... :)

На круглом столе, организованном Благотворительным Фондом В. Потанина в рамках «Деловой программы» фестиваля  обсуждались новые форматы и актуальные жанры музейных изданий.

Обсуждение под названием «Какие музейные издания нужны современному читателю?», вели Александр Гаврилов и Ирина Остаркова.
Заведующий научно-информационным отделом Костромского музея Илья Сергеевич Наградов рассказал о музейных изданиях, о том, что из-за недостатка средств музей зачастую выпускает издания в электронном виде, частично выкладывая их на сайте музея.
новые форматы и актуальные жанры музейных изданийАндрей Сарабьянов, Генеральный директор издательства «Русский авангард», высказал мнение о том, что на современном рынке музейных изданий существует недостаток качественных изданий по отдельным, узким темам. Кроме того, возможно, следовало бы возобновить выходивший в 1980-х годах альманах «Музей. Художественные собрания СССР». В ситуации, когда музеям не хватает средств для издания самостоятельных монографий, у них была бы возможность публиковать статьи по материалам своих коллекций.
Елена Звягинцева, заведцющая редакционно-издательским отделом Государственного Эрмитажа, рассказала, что возглавляемый ей отдел выпускает порядка 40-50 монографических изданий в год и его штат насчитывает 45 сотрудников, из них 15 фотографов. Каждая выставка, проходящая в Эрмитаже, сопровождается каталогом. Кроме того, в музее работает программа постепенной каталогизации всей коллекции.
Важной особенностью издательской деятельности Государственного Эрмитажа является наличие собственной производственной базы, одним из самых больших преимуществ которой является оперативность. К примеру, можно напечатать к открытию выставки 30-50 каталогов и допечатать остальной тираж во время ее работы. Появилась и возможность самостоятельно печатать билеты и буклеты к выставкам, реагируя на изменение спроса на продукцию в зависимости от количества посетителей. Это яркий пример самой современной тенденции мировой полиграфии – работы в режиме book-on-demand, или печати книг по требованию.
По мнению Ольги Синицыной, заместителя директора библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино, публикации являются важнейшей частью общей музейной стратегии. Музей может и должен вступить в коммуникацию с посетителями в тот момент, когда посетитель берет в руки поэтажный план, на котором может быть не только общая информация о музее, но и миссия музея. Это прекрасный инструмент взаимодействия, важнейшая часть маркетинговой стратегии музея. Надо учитывать, что нужно работать не только с людьми, интересующимися конкретным музеем, но и людьми, которым интересен в целом город, ваша страна. Для Европы совершенно естественно наличие общегородской карты, на которой нанесена информация о всех музеях, ве зависимости от их подчинения, и которая раздается бесплатно в туристических центрах и всех городских музеях. Вся информация дается к минимум на двух языках, некоторые музеи даже подбирают разные иллюстрации, по-разному оформляют буклеты в зависимости от национальности посетителей. По мнению Ольги Валентиновны, линейка музейных изданий должна включать в себя информационные листовки и брошюры, планы экспозиции, путеводители самого разного уровня, желательно — специальную литературу (для детей, подростков, издания с крупным шрифтом для слабовидящих). Необходимо рассчитывать в том числе на неподготовленную аудиторию. Исключить высокомерную позицию музейщиков, постоянно думать о том, какой объем информации человек способен воспринять. В качестве итога Ольга Валентиновна предложила несколько условий, которым должно отвечать современное музейное издание: высокий полиграфический уровень, четкая ориентация на различные группы посетителей (авторы текстов должны представлять себе конкретного человека, адресата издания), отсутствие профессиональной лексики, менторства. Необходимо хорошо подумать расположение музейного магазина или киоска. Бесплатные издания должны быть на входе и выходе из музея, другая печатная продукция — на выходе.
Андрей Гельмиза, директор фонда «Книгобайт», рассказал о новых технологиях и о том, как они могут приносить музею доход.
Наталья Ракова, директор издательства «Искусство XXI век», представила книжную серию, рассказывающую детям об искусстве. Вслед за переводными книгами издательство подготовило самостоятельное издание и в его планы входит продолжение книжной серии.

Related Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *